Учитель-логопед Попова Е. В.
Построение вариативной дидактической среды для реализации индивидуального подхода в логопедической коррекции
Каждый учитель-логопед имеет в своем арсенале много дидактических игр от различных издательств или пользуется продуктами творчества других учителей-логопедов. Эти игры и пособия могут быть довольно разнообразными, но не всегда отвечают специфическим нуждам коррекции детей. Каждый новый состав коррекционной группы неоднороден, речевые возможности и сочетания дефектов бывают разными, поэтому необходимо, чтобы дидактическая среда менялась в соответствии с речевыми возможностями детей, а задачи, предложенные в играх, росли вместе с речевыми возможностями детей. Свои дидактические игры я создаю в Конструкторе картинок Мерсибо и на платформах Canva, Flyvi, Supa. Эти ресурсы оптимальны, так как просты в использовании, позволяют работать с чистым листом, в реальном времени создавать и менять иллюстрации, доступны на мобильных устройствах. Готовые материалы можно сохранить в электронном виде и использовать в качестве иллюстраций, распечатывать в качестве заданий детям.
К дидактическим пособиям и играм можно применить те же требования, что и к развивающей среде в целом.
1. Насыщенность, в соответствии с возрастными возможностями детей и содержанием образовательной программы.
2. Трансформируемость среды – преобразование среды в зависимости от образовательной ситуации. Нестандартное использование мебели, иллюстраций, атрибутов обновляет восприятие детей, дает чувство новизны, что положительно влияет на восприятие материала.
3. Полифункциональность – материалы могут не иметь жестко закрепленного способа использования, перемещаться из обеспечения одной игры в другую (например, использовать карточки или игровое поле из одной игры совместно с другой игрой).
4. Вариативность – сквозное использование материала разных игр. Например, карточки с изображением фруктов из игры «Один-много» становятся декорацией сада, в котором гуляет герой, выполняя задания.
5. Доступность – применительно к дидактическим пособиям, читаемость материала, то есть правильно подобранная цветовая гамма, размер иллюстраций, соотнесение предметов в иллюстрациях, удобство использования карточек относительно плотности и размера для детей.
Дидактическая среда должна быть выстроена специалистом так, чтобы были учтены интересы и возможности всех детей. Некоторые дети легко играют в игры с правилами, но есть категория детей, не удерживающих правила игры, для них игровая задача должна быть сформулирована четко и без лишних деталей. На наш взгляд, каждая игра должна иметь тенденцию к усложнению и расширению в соответствии с каждым возрастным этапом. Например, в возрасте 4-5 лет мы опираемся на упражнения для развития высших психических функций, в возрасте 5-6 лет переходим к развитию различных грамматических компетенций и счета, в возрасте 6-7 лет можно подключить чтение и решение различных логических задач.
Рассмотрим игры и пособия, созданные с помощью различных ИКТ и их разноплановое применение в работе с детьми с нарушениями речи.
Игра «Парочки»
Уникальность авторского варианта игры с парными карточками в том, что карточки с изображением предметов дополняются двусторонними карточками, на которых иллюстрация слова во множественном числе и слова с суффиксом уменьшения (яблоки, яблочко). Благодаря выбранной форме игра становится и компактной, и расширяются варианты ее использования.
Цель: формирование грамматических компетенций словообразования и словоизменения.
Задачи и направления работы:
— развитие грамматических представлений;
— активизация фонематического слуха и речевой памяти (найди три пары пары – яблоко + яблочко, груша+груши, арбуз+арбузик);
— автоматизация звукопроизношения;
— развитие понимания речи (на столе стоит… тарелки, в шкафу стоят… тарелки);
— активизация фразовой речи (договорить фразу по образцу педагога с использованием других слов – я ем яблоко (грушу, персики и т.д.);
— развитие логического мышления.
Игра «Лото»
Цель: активизация речи неговорящих детей на материале слов различной слоговой структуры.
Комплект игры представляет собой игровые поля с шестью иллюстрациями и дублирующие их одиночные карточки. В ходе игры педагог открывает одиночные карточки, а ребенок должен собрать на свое игровое поле совпадающие изображения.
Особенность данной игры в том, что она создавалась для конкретного ребенка только со словами 1-3 типа, которые он мог произнести достаточно легко, другие формы лото содержали более сложные слова. Кроме того, в игре намеренно была использована яркая цветовая гамма для активизации внимания ребенка.
Задачи и направления работы:
— формирование слоговой структуры слова (собрать на карточку такие же картинки, называя каждую);
— активизация понимания речи (к каждой картинке на поле лото педагог задает вопрос, а ребенок закрывает ее камешком, если правильно ответил. Кто летает, что красное и т.д.);
— закрепление умения делить слова на слоги (разложить слова в корзинки в соответствии с количеством слогов);
— расширение слухоречевой памяти (игра «Построй башню» — педагог называет от трех до пяти слов, а ребенок складывает их по вертикали в башенку).
Игра «Найди отличия»
Данная игра была создана для детей 4-5 лет, работа с которыми строится на активизации речи через другие высшие психические функции. Для наглядности признаки-отличия должны быть четко выделены, например, у предмета меняется только цвет или только размер. В редакторе Canva есть функция изменения цвета изображения, а так же большое число различных иллюстраций на данную тему. Особенность данного пособия в том, что отличия подобраны так, что дети достаточно легко могут их выделить (цвет, расположение предметов, количество). Найти подобное пособие типографское пособие было довольно сложно.
Цель: активизация высших психических функций.
Задачи и направления работы:
— закрепление и дифференциация понятий «количество», «цвет», «много»-»мало»;
— отработка правильного употребления предлогов;
— развитие связной речи в составлении предложений.
Взаимодействие с залом, как еще можно использовать данное пособие.
Игра «Жетончики»
Игра построена по принципу лото с подписанными складами игровыми полями (РА, СА и т.д.) и карточкам-жетончикам к ним. Задача детей правильно собрать жетончики на игровое поле. Авторская особенность игры заключается в том, что в составе карточек попадаются обманки, в которых попадаются инвертированные склады (АР, АС), которые могут запутать детей. Игра дополнена полями с позицией звука в слове, количеством слогов, разными складами на одном поле.
Цель: автоматизация звуков.
Задачи и направления работы:
— развитие фонематического восприятия (подобрать картинки с содержанием склада в верхней части поля).
— автоматизация звуков (склады на игровом поле содержат звуки сложные звуки; собирая жетончики на поле, ребенок автоматизирует нужный звук);
— активизация грамматических компетенций (после того, как жетончики выложены на поле, проводятся игры «Что за чем», «Что под/над чем», «Чего не стало»).
— развитие фонематического анализа (работа с полем «Место звука в слове» — разложить жетончики на правильные схемы в соответствии с наличием звука в слове в искомой позиции);
— отработка слогового анализа (работа с полем «Цифры» — разложить на круги с цифрами жетончики в соответствии с количеством слогов);
— автоматизация чтения слогов (работа с полем «Слоги» — разложить на круги со слогами (складами) жетончики в соответствии с наличием слога данного слога в слове).
Игра «Игры с мячом. Волейбол. Звук [р]»
Игра была создана для детей с ФФН и достаточно выраженными нарушениями фонематического восприятия для стимуляции фонематического анализа. В ходе игры ребенок должен «забить» мяч в ворота так, чтобы слово на мяче начиналось с того же звукосочетания, которым заканчивается слово в воротах. Например, коРА-РАк. Перед ребенком ставится задача выполнять не слоговой анализ, а поиск определенных звукосочетаний в слове (ра, ро, ру, ры), которые могут не входить в состав слова. В состав игры входят мячи-обманки со звукосочетаниями, напоминающими искомые (ар, тра и т.п.)
Цель: активизация фонематического восприятия.
Задачи и направления работы:
— автоматизация звуков;
— развитие связной речи (использование фразы «Я кидаю рака в кору»).
— закрепление грамматических категорий (что под чем? Что между чем и чем? У чего что?);
— тренировка пространственной ориентировки (выполнение инструкции по ориентировке на листе: один шаг вверх, два шага налево и т.д.). Можно использовать мячик с героем или предметом – робот сделал один шаг вверх и увидел кору.
Игра «Кляксы»
Задача игры состоит в том, чтобы собрать пары картинок по принципу целое-часть. Карточка с целым представляет собой небольшую сюжетную картину, иллюстрирующую слова с определенным звуком (девочка под тучкой). Игра может производиться простым методом подбора пар, либо используется соревновательный момент с карточками-кляксами, которые либо ускоряют ход игры, либо замедляют путь к победе. Количество карточек у каждого игрока педагог регулирует самостоятельно, задача игрока – как можно скорее собрать пары к своим карточкам.
Цель: автоматизация звуков.
Задачи и направления работы:
— активизация зрительного восприятия;
— закрепление грамматических компетенций (девочка без чего? ободочка, в печке нет чего? калача т.д.);
— развитие фразовой речи.
Серии сюжетных картин для составления рассказов
Работа по формированию связной речи у детей часто требует более глубокого подхода к подбору пособий. На данный момент в моей практике много детей с глубокими нарушениями связной речи. Для таких детей не подходят ранее изданные схемы, серии сюжетных картин. Часто рассказы нужно придумывать самим, так как сюжет должен быть простым, а иллюстрации максимально близкими к тексту. Мною были разработаны рассказы и серии сюжетных иллюстраций к ним. Некоторые рассказы достаточно длинные, но за счет опоры на подробную иллюстрацию, запоминаются детьми легко. Кроме того, я работаю с детьми начиная со средней группы и до подготовительной к школе, поэтому рассказы усложняются и дополняются по мере взросления детей.
Заключение
Создание авторских игр и пособий не только организует вокруг педагога эффективную развивающую среду, но и увеличивает его творческих потенциал. Пользуясь удобными инструментами, я могу реализовать любую свою творческую задумку, это повышает мой потенциал творца. Кроме представленных игр в процессе работы были созданы и многие другие (Волшебные деревья, В галерее художника, Кляксы), а так же различные рабочие пособия. Например, комплекты с чистоговорками для автоматизации звуков, альбом для автоматизации звуков, картотека иллюстраций для занятий по формированию звукопроизношения, задания по обучению чтению и формированию фонематического восприятия. Мои пособия были опубликованы на сайте Вестник просвещения и на обучающем сайте Логоинтерес.
С применением данных пособий возрастает успешность коррекционной работы, становится проще преодолевать сложности в освоении различных речевых компетенций. Многофункциональные пособия работают на эффекте узнавания, создавая комфортную среду для ребенка, но каждое новое взаимодействие с ними позволяет решать разные задачи коррекции.